Семь препятствий для инноваций | [16-10-2009]

Заниматься инновационным бизнесом в России невыгодно, открыли московские чиновники. Бюрократия и высокая стоимость патентования мешают внедрению инновационных разработок, сообщил видный изобретатель мэр Москвы Юрий Лужков. О бюрократических препонах для инноваций много говорили и на национальном конгрессе «Приоритеты развития экономики».

[Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru] Но, на практике, подержать в руках какую-нибудь новаторскую вещь российского производства нам мешает не только государство и его административные ухищрения.

Slon.ru выделил типичные препятствия на пути инновационных продуктов на рынок и выяснил, что часто они обитают не в законах, а в самих компаниях и в сознании их руководителей.

КРАСНЫЙ КОРИДОР

Российское государство, конечно, не слишком дружелюбно к изобретателям. Взять, например, таможню, которую считают одним из главных барьеров на пути инноваций. Пытаясь заткнуть лазейки для контрабанды, чиновники заодно закрыли российским ученым и доступ к заграничным научным образцам. В большинстве развитых стран эти образцы проходят таможню по «зеленому коридору», фактически без контроля. Там, где это критично (в случае скоропортящихся и недолго живущих биологических образцов), можно получить заказ из-за границы в течение одного – двух дней. Российские исследователи либо идут на нелегальный провоз образцов с оказией или у себя в карманах, либо сами уезжают заграницу, где таких проблем нет.

Никто не способен предсказать сроки прохождения через нашу таможню и экспорта, то есть инновационное предприятие не может гарантировать своим клиентам заграницей надежные поставки. Если кому-то и удастся наладить выпуск комплектующих для сотовых телефонов по конкурентоспособной цене, то, например, c Nokia ему работать не удастся: обязательное требование компании – гарантия поставки в течение двух дней.

Прохождение нашей таможни, особенно в случае со сложными многоэлементными партиями товара (в том числе электроники), может занять и месяц. Можно создать за рубежом консигнационный склад – «подушку», гарантирующую бесперебойные поставки клиентам. Но большие складские запасы съедают изрядную часть маржи.

ПОДОЖДЕМ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

То, что система ГОСТов устарела и совершенно неадекватна рыночной экономике, стало очевидно так давно, что с 1990-х годов не прекращаются попытки заменить ее техническими регламентами. И хотя закон о техническом регулировании уже принят, подзаконных актов, которые позволят с ним работать, еще нет: эта реформа, как и многие другие, пока остается на бумаге, и приходится пользоваться старыми стандартами и нормативами.

Не могут пройти сертификацию, например, светодиодные лампы: в СНИПах (строительных нормах и правилах) не предусмотрены светодиоды, как класс. Такая же история с другим российским изобретением – микроэлектронным датчиком пожаротушения. В наших нормах описаны лишь химические датчики, и микроэлектроника остается вне игры. А ОКБ Мясищева в свое время планировало поставлять свой ближнемагистральный самолет М-101 «Гжель» компании бизнес-авиатакси «Декстер». Но процесс сертификации М-101 занял более десяти лет. «Декстер», разумеется, не мог ждать так долго и сейчас пользуется швейцарскими Pilatus.

ПРОТИВ КОРРУПЦИИ, ПРОТИВ ИННОВАЦИЙ

Совсем не помогают изобретателям и действующие правила госзаказа. Действующий закон о госзакупках подавался как прогрессивный способ борьбы с казнокрадством (хотя есть большие сомнения на этот счет), и нацелен он, в числе прочего, на минимизацию цены закупаемых товаров и услуг. И это ставит инновациям в бюджетной сфере надежный заслон, поскольку цена закупки большей части изобретений объективно выше «обычных» товаров. Те же светодиодные лампочки, например, заметно дороже привычных ламп накаливания.

Конечно, обойти требования закона можно: на практике закупать по завышенным ценам и у «своих» компаний мало что мешает. Но ведь никто не будет делать это исключительно из любви к инноваторам.

ЧУЖОЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Летом 2009 г. бюджетным учреждениям наконец разрешили создавать малые предприятия и вносить в их уставный капитал права на свои изобретения. Предполагалось, что закон разблокирует инновации, порождаемые в недрах НИИ и вузов.

Новости

  • Производство дорожных плит или купить дорожные плиты - инвестируйте в Ваше будущее Ж/б конструкции - не только базис жилых объектов, но и неотъемлемый компонент дорожного строительства, эта методика не требует чрезмерных трудозатрат и колоссальных финансовых вложений, а заключается она в укладке ж/б плит на разглаженное и покрытое песком основание. подробнее
  • Карнизы и прочая лепнина, изготовление лепнины - высокое качество и льготная стоимостьВсе чаще нынешние архитекторы и дизайнеры возвращаются к вечно молодой классике, добавляя её элементы в высокопрактичные сооружения и интерьеры из продвинутых материалов.подробнее
  • Грунтовка акриловая глубокого проникновения, купить дубовый паркет - огромный выбор Сегодняшняя химическая индустрия может предложить кучу средств для ремонта или ухода - все они предназначены для облегчения жизни людей и для улучшения характеристик обрабатываемых материалов.подробнее
  • Допуск СРО в Ижевске, допуск СРО в Набережных Челнах - всего только за 1 рабочий день Какая на сегодняшний день отрасль самая выгодная и активно растущая - точно, разумеется, это строительство: население земного шара не выказывает тенденцию к уменьшению, и всем где-то нужно жить и функционироватьподробнее